ГБУК "Калининградская областная научная библиотека"

Городская скульптура

 
Следы прошлого » Городская скульптура
Городская скульптура

Война и годы ожесточения нанесли непоправимый урон многочисленным произведениям искусства. Сохранившаяся меньшая часть памятников, в основном, относится ко второй половине XIX - началу XX века.

Одним из основных мастеров середины XIX века был Христиан Даниэль Раух (1777 - 1857 гг.). Родился и работал в Берлине, сын камердинера королевы Луизы. Автор памятника Канту и ротонды королевы Луизы в Кёнигсберге.

Работы берлинского скульптора Вильгельма Людвига Штюрмера (1812 - 1864 гг.) знакомы калининградцам историческими фигурами основателей прусского государства на Королевских и Фридландских воротах, барельефами прусских генералов наполеоновских войн на Розгартенских и Бранденбургских.

Важным событием, определившим становление кенигсбергской школы скульпторов, стало открытие в городе академии искусств. Это произошло в 1841 году благодаря усилиям обер-президента Теодора фон Шена.

Особая заслуга на начальном этапе работы академии принадлежит скульптору Иоганну Фридриху Ройшу (1843 - 1906 гг.), который после окончания учебы в Берлине с 1881 года стал учителем скульптуры, позже профессором, Кёнигсбергской академии искусств. Ройш автор ряда больших памятников в центре Кёнигсберга (герцог Альбрехт, кайзер Вильгельм I, канцлер Бисмарк, немецкий Михель). К сожалению все эти скульптуры не сохранились, кроме копии памятника герцогу Альбрехту на острове Канта у Кафедрального собора.

Наибольшее число дошедших до наших дней работ принадлежит кенигсбергскому скульптору следующего поколения Станиславу Кауэру (1867 - 1943 гг.). С 1905 года он стал преподавать в академии по классу скульптуры. Умер в войну, похоронен на кладбище у Юдиттен кирхи (теперь Свято-Никольский православный собор) - могила не сохранилась. Наиболее известные произведения Кауэра: памятник Шиллеру, "После купания" и "Летящие нимфы" до сих пор украшают город.

Весьма разнообразно творчество Германа Брахерта (1890 - 1972 гг.). С 1919 по 1933 год Брахерт был руководителем класса скульптуры в Кёнигсбергской школе искусств и ремесел. Помимо скульптуры много работал с янтарем и металлом. С 1933 по 1945 год жил и трудился в Георгенсвальде (Отрадное), где сейчас в его доме открыт музей. Общеизвестны произведения этого мастера "Нимфа" и "Девушка с кувшином" в Светлогорске, "Хаусмарка" на бывшем доме техники в Калининграде.

Необходимо также назвать имена двух весьма одаренных восточно-прусских скульпторов, авторов большого количества работ. Это кенигсбержец Вальтер Розенберг (1882 - 1945 гг.), ученик И.Ф.Ройша, и уроженец Мельзака (Пиненжно) Георг Фуг (1898 - 1976 гг.), ученик Г.Брахерта.

В Калининграде сохранились еще единичные произведения скульпторов Германа Тиле (1867 - 1930 гг.), Артура Штайнера (1885 - 1960 гг.), Франца Андреаса Трейне (1888 - 1965 гг.) и Рудольфа Даудерта (1903 г.р.).

Большая часть ныне здравствующих на калининградской земле больших скульптурных изображений животных принадлежит берлинским мастерам:

- Эмилю Хундризеру (1846 - 1911 гг.) - "Львы" перед входом во Дворец культуры моряков;

- Августу Гаулю (1869 - 1921 гг.) - "Борющиеся зубры" в сквере у КГТУ;

- Людвигу Фордермайеру - "Лоси" из Гусева и Советска.