Тринадцатилетняя война (1454-1466) война Польши с Тевтонским орденом за Восточное Поморье закончилась Торуньским миром 1466 г., п о которому Орден крестоносцев лишился большей части своей территории и оказался в ленной зависимости от польской короны. Орден потерял Померанию, Кульмскую и Михелаускую земли, города и области Мариенбург, Штум, Эльбинг и Христбург. Перешло под покровительство польского короля и епископство Эрмланд (все эти территории с того времени стали называться Королевская Пруссия). Наконец, оставшаяся часть орденского государства, Орденская Пруссия, впоследствии Восточная Пруссия, инкорпорировалась, присоединялась к Польше, но оставалась под управлением гроссмейстера. Гроссмейстер признавал короля своим «главой» наряду с папой и становился его постоянным советником. Торуньский мир окончательно ликвидировал авторитет Тевтонского ордена в юго-восточной Прибалтике. Ему оставалось просуществовать чуть более полувека. Все, что бы впоследствии ни предпринимал Орден, уже не могло ему помочь. Русский историк Н.М. Карамзин, как бы подводя итог орденскому периоду истории, сказал: «Пламенный дух сего воинственного братства, освященного верою и добродетелью, памятного великодушием и славою первых его основателей, угас в странах Севера: богатство не заменяет доблести, и рыцари-владетели, некогда сильные презрением жизни, в избытке ее приятностей увидели свою слабость. Покорители язычников были покорены собратьями-христианами». Стремление укрепить позиции орденского государства и усилить в нем немецкое влияние с помощью династических связей отразилось в выборе главой Ордена Альбрехта Гогенцоллерна (1490-1568) (или Альбрехта Бранденбургского). Третий сын маркграфа Бранденбургского Фридриха Гогенцоллерна и Зофии, дочери польского короля Казимира Ягелло, внук курфюрста Альбрехта Ахиллеса, будущий правитель Пруссии воспитывался в традициях рыцарства, светских понятий чести и славы. 13 февраля 1511 г., не достигнув 21 года, Альбрех стал великим магистром. В то время, когда он возглавил Орден, Польшей уже правил брат Зофии Сигизмунд I – родной дядя Альбрехта по материнской линии. Выдвижение в великие магистры человека, столь тесно связанного с польской королевской семьей, желали в Ордене, перед Альбрехтом стояла задача если не аннулировать Торуньский мир, то, по крайней мере, смягчить его условия. Война снова начинается в 1519 г., продолжается с переменным успехом и заканчивается через 2 года подписанием в Торуни 5 апреля 1521 г. четырехлетнего перемирия. Стороны были истощены конфликтом. 29 ноября 1523 г. в Виттенберге состоялась личная встреча великого магистра с Лютером. На встрече Лютер убеждал Альбрехта в необходимости роспуска Ордена, провозглашении в его границах светского княжества и женитьбы князя, которая положит начало княжеской династии. Переговоры о будущем Орденской Пруссии ввелись в королевской столице Кракове до весны 1525 г. Когда все условия были согласованы с королем, туда приехал Альбрехт. 8 апреля стороны подписали акт об упразднении Немецкого ордена в Пруссии и об образовании на его бывших землях Прусского герцогства. 10 апреля 1525 г. на главной площади Кракова в присутствии королевской семьи, при огромном стечении простого люда состоялась пышная церемония принесения присяги Альбрехтом. Прусское герцогство становилось ленником польской короны, и в нем устанавливалась верховная светская наследственная власть по мужской линии с сохранением ленной зависимости от Польши также при наследниках Альбрехта. Подписанием Краковского договора Альбрехту удалось добиться признания Польшей двух важных для него положений: статуса Пруссии как светского государства; неизменности границ своего государства и возврата захваченных Польшей в ходе военных действий городов, замков и другого имущества, находившегося на ее территории. И хотя Краковский договор содержал статьи, подчеркивавшие подчиненное положение герцога, Альбрехт все-таки получил достаточно самостоятельности для решительных преобразований в государстве, где быстро укоренялось евангелическое вероучение. Реформация стала главной опорой Альбрехта. Оба прусских епископа добровольно сложили с себя властные полномочия в пользу герцога и остались при своих должностях в новой церкви. Герцог упразднил орденские службы. Вместо них он создал четыре совета: гофмейстера, бургграфа, канцлера, гофмаршала, которые позднее, с образованием прусского королевства (с 1707 по 1804 гг.), именовались министериумами. Страну разделили на три района: Замландский, Натангенский и Оберландский. В 1560 г. к ним присоединились Курляндский район, Гробин и Пильтен в качестве залога. Оберланд был самым заселенным районом, но и больше всего он пострадал от войн. Центрами районов являлись Кёнигсберг, Бартенштайн или Растенбург, Зальфельд или Остероде. Существовало центральное правительство (в Кёнигсберге) и местные органы управления (амты). Герцог не внес коренных изменений в систему управления, созданную при Ордене. Соблюдая преемственность, он превратил орденских наместников в верховных советников (оберраты), комтуров – в главы управлений. Бывшие комтурства стали центральными управлениями (хауптамтами) и сохранились почти в прежних пределах. Герцогская власть осуществлялась через центральное правительство. После секуляризации орденского государства Альбрехт вынужден был под давлением дворянства сделать ему важную уступку. В 1542 г. он утвердил закон, согласно которому высшие должностные лица в стране – оберраты (за исключением канцлера) – выбирались из среди дворянства. Территория Прусского герцогства имела лишь один значительный город и бедные земли. После разорительных войн с Польшей экономика края пришла в упадок, ресурсы были исчерпаны, продукты питания резко вздорожали. В сложившейся ситуации очень важно было привлечь в страну иноземных купцов, принять меры к дальнейшему заселению прусской земли. Альбрехт привлекал в Пруссию шотландцев, силезцев, богемцев. Он умело вел агитацию в северных Нидерландах (графство Голландия) и ряде других стран, где продолжалась борьба со сторонниками Реформации. Преследования за религиозные убеждения вынуждали крестьян и дворянство покидать обжитые места и бежать в безопасные районы Европы. Их главный поток устремился в том числе в Пруссию. Голландские переселенцы были богаче других, потому предпочтительнее для герцогства. Купцы, ремесленники из их среды оседали преимущественно в Кёнигсберге, крестьяне селились в сельской местности. С 1527 г. Альбрехт энергично содействовал предоставлению голландцам земель для расширения посевов зерна и других сельскохозяйственных культур. Альбрехту удалось в определенной степени преодолеть тяжелое положение в экономике. Оживилась торговля, увеличился ввоз древесины из Литвы, расширились масштабы транзитной торговли корабельным лесом из Малайзии. Набирали силу купцы из Англии, Франции, Голландии. В середине XVI в. голландцы владели одной четвертью прибывавших в Кёнигсберг судов. Из-за возникавших на религиозной почве споров между местными и иностранцами Альбрехт вынужден был потребовать, чтобы все иноземцы, желавшие остаться в Пруссии, публично отказались от своих религиозных заблуждений. Итак, в Европе возникло первое протестантское государство. Незаурядная личность тридцать седьмого великого магистра Немецкого ордена и первого герцога Прусского Альбрехта Гогенцоллерна связала воедино два периода прусской истории: уходящий корнями в средневековье орденский и пришедший ему на смену вместе с гуманистическими идеями Возрождения новый, герцогский период. О герцоге Альбрехте Бранденбургском иногда говорят с присовокуплением эпитета «великий», чтобы подчеркнуть его выдающуюся роль в развитии общественной и культурной жизни этой прусской земли, и в первую очередь в основании Кёнигсбергского университета. Альбрехт лично сделал многое для блага наук и искусств в Пруссии. Герцог не раз посылал за свой счет способных молодых людей учиться в университеты Германии или Италии, оказывал материальную поддержку ученым не только в своем государстве, но и в других странах, содействуя выходу в свет их произведений. Герцог знал толк в книгах и собирал их до конца жизни. В 1529 г. Альбрехт заложил основу замкового книжного собрания (так называемая Nova Bibliotheca). Библиотека пополнялась за счет покупок и даров. Кроме того, книготорговцам было предписано безвозмездно передавать в ее фонды по одному экземпляру каждого продаваемого издания. К концу жизни Альбрехта замковая библиотека насчитывала ужу около девяти тысяч титулов. Ее фонд формировался в соответствии с представлениями времен Ренессанса об образованном человеке: в круг его основных познаний должны были входить три языка науки того времени: латынь, греческий и древнееврейский. Покупкой книг для библиотеки руководил приехавший из Эрфурта на службу к герцогу философ-гуманист, коллега Эразма Роттердамского Кротус Рубеанус. В библиотеке преобладали издания по теологии, почти исключительно протестантской. Более скромно были представлены право и медицина, а также «свободные искусства»: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Преимущественно это были книги, отпечатанные в крупнейших издательских центрах того времени: в Базеле, Нюрнберге, Париже, Венеции. Среди астрономических сочинений, которыми располагала библиотека, был трактат, составивший эпоху в науке: «De Revolutionibus Orbium Coelestium» – «Об обращениях небесных сфер» Николая Коперника – гениальной личности, с которой Альбрехт не враз встречался лично. Первым библиотекарем и хранителем замкового собрания стал Феликс Кёниг, прозванный Полифемом. Перед приездом к герцогскому двору он служил у Эразма Роттердамского. В Кёнигсберге он был зачислен в штат придворных, получал в месяц 40 марок жалования и жил в комнате рядом с библиотекой. Благодаря этому человеку библиотека получила образцовый каталог, непрерывно и целенаправленно пополнялась. В 1540 г. она стала публичной – одной из первых и немногих в Европе библиотек эпохи Возрождения, открытой для широкой публики. Герцог имел еще и так называемую Камерную библиотеку (Kammerbibliothek) – собрание книг, предназначенных исключительно для его личного пользования и подобранных в соответствии с его личными интересами. В ней преобладала протестантская литература и прежде всего сочинения Мартина Лютера – герцог стремился собрать все литературное наследие реформатора. Кроме религиозной литературы, в Камерной библиотеке были книги по истории, медицине, астрономии, математике, астрологии. В состав библиотеки вошли также книги рано умершей (в 1547 г., в возрасте 42 лет) герцогини Доротеи, первой супруги Альбрехта. В основном это были издания лютеранской направленности, которые герцог покупал жене. К концу жизни Альбрехта Камерная библиотека насчитывала около 1500 книг. В 1583 г. наследники герцога передали ее в Замковую библиотеку. Бесценным памятником художественной культуры Прусского герцогства времен Альбрехта Бранденбургского стала так называемая Серебряная библиотека (Silberbibliothek), собранная в 50-х – 60-х годах XVI в. самим герцогом и его второй супругой Анной Марией. Эта книжная коллекция состояла всего лишь из 20 томов, но своей исключительной ценностью она обязана великолепным серебряным переплетам книг, изготовленным большей частью по заказу герцога или его супруги первоклассными художниками-ювелирами. Серебряная библиотека вошла в состав Замковой при герцоге Альбрехте Фридрихе в апреле 1611 г. К настоящему времени сохранились 15 томов этого собрания, все на территории Польши. Первая типография была открыта в Кёнигсберге еще в 1523 г. Гансом Вайнрайхом, приглашенным из Гданьска. При поддержке Альбрехта крупную типографию в Кёнигсберге основал в 1549 г. Ганс Луфт; в 1554 г. открылась типография нюрнбергского печатника Иоганна Даубмана. Кёнигсбергские издатели печатали преимущественно литературу лютеранской направленности, и не только на немецком языке, но и на языках других народов, населявших Прусское герцогство: на польском, литовском, прусском. Кёнигсберг времен герцога Альбрехта стал родиной литовского книгопечатания – здесь Мартин Можвид издал в 1547 г. первую литовскую книгу. Это был лютеранский катехизис. Альбрехт переписывался со многими художниками и музыкантами, приглашал их ко двору, окружал вниманием и заботой. В 1529 г. он изъявил желание видеть у себя художника Криспина Герранта, ученика знаменитого Альбрехта Дюррера, оплатил ему дорожные расходы, обеспечил заказами, красками. Герцог начал собирать коллекцию картин для замка. Его интересовали, прежде всего, портреты князей, их родственников, знатных людей Европы. В том же русле строились отношения герцога со скульпторами и архитекторами. Например, скульптор Корнелиус Флорис из Антверпена создал пышное надгробие для умершей в 1547 г. первой супруги Альбрехта Доротеи, а впоследствии воздвигнул на хорах Кёнигсбергского Кафедрального собора великолепный надгробный памятник самому герцогу. Альбрехт был современником величайших гениев эпохи Возрождения. С одним из них – творцом гелиоцентрической системы мира Николаем Коперником – судьба не раз сводила Альбрехта лично. Их первая встреча произошла в январе 1520 г., когда крестоносца в ходе войны с Польшей захватили часть Вармии. Коперник был в составе дипломатической миссии, ему было поручено передать Альбрехту предложение о мирном возврате Браунсберга, однако оно было отвергнуто. В 1521 г. Альбрехт и Коперник столкнулись как военные противники. Тогда Альбрехт во главе пятитысячного отряда, захватив некоторые вармийские города, подступил к городу Ольштыну и предъявил его защитникам ультиматум, требуя немедленной сдачи. Обороной города руководил Николай Коперник. Ультиматум был отвергнут, крестоносцы спустя несколько дней отошли от городских стен. Авторитет Коперника как опытного врача был настолько высок, что когда в 1541 г. у герцога Альбрехта заболел очень ценимый им советник Георг фон Кунгейм и местные врачи не могли помочь больному, герцог послал во Фрауенбург (сейчас Фромборк) за доктором Коперником. Он пробыл в Кёнигсберге при больном с 8 апреля по 3 мая 1541 г. В 1543 г. в Нюрнберге был отпечатан трактат Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер», в котором он изложил свою гелиоцентрическую систему мира. Книга была доставлена также герцогу Альбрехту в Кёнигсберг. Несмотря на жесткую позицию Лютера, осудившего космологическую суть гелиоцентрического учения, Альбрехт в 1551 г. пожертвовал средства на издание в Виттенберге астрономических таблиц, впервые вычисленных на основе теории Коперника. Таблицы, составленные Эразмом Рейнгольдом и названные в честь Альбрехта «Прусскими», оказали неоценимую услуг астрономии. Герцог заботился о просвещении своих подданных в лютеранском духе. По указанию Альбрехат три старые церковноприходские школы были преобразованы в латинские школы, назначением в них учителей теперь занимался городской магистрат. Наряду с чисто немецкими школами они составляли основу системы образования в герцогстве. В отличие от старых школ в них особое внимание уделялось латинскому языку. Самым значительным деянием первого прусского герцога в области культуры стало основание Кёнигсбергского университета. Для построения нового государства с централизованной монархической властью, с единой государственной религией требовался надежный корпус чиновников и церковных проповедников. Для воспитания в духе идей Реформации молодого поколения нужны были надлежащим образом подготовленные учителя. Для развития отношений с близкими и дальними соседями герцогу нужны были грамотные дипломаты. Герцогство очень нуждалось в профессиональных врачах: первый дипломированный лекарь появился в Кёнигсберге только в 1513 г. 20 июля 1544 г. Альбрехт издал специальную грамоту, в которой объявил о создаваемой им академии: «… И, наконец, в нашем городе Кёнигсберге мы открываем университет, чтобы в нем последовательно и в полном объеме преподавались все благородные искусства и изучались языки, в знании которых нуждается церковь…» 17 августа 1544 г. под звон соборных колоколов состоялось торжественное открытие «Кёнигсбергской академии» и герцог Альбрехт ввел в аудиторию Первого университетского ректора Георга Сабинуса (1508-1560), зятя Ф. Меланхтона. В ознаменование открытия университета Альбрехт повелел отчеканить золотую медаль с собственным изображением на ее лицевой стороне и с латинской надписью на обратной стороне: Pax multa diligentibus legem tuam Domine. 1544. Эти слова «Велик мир у любящих закон Твой, Господи» заимствованы из 165-го стиха 188-го библейского псалма. Кёнигсбергская академия была устроена по образцу других немецких университетов и состояла из четырех факультетов: трех «высших» – теологического (богословского), юридического и медицинского и одного «низшего» – философского. Естественнонаучные дисциплины и математика преподавались на философском факультете. Теологический факультет возглавил выходец из Литвы, хорошо знавший польский язык, Станислав Рафайлович. Родом из Литвы был также профессор древних языков Абрахам Кульвец (1510-1545 гг.), ученик Эразма Роттердамского. Во главе медицинского факультета стал рекомендованный лично М. Лютером доктор медицины Иоганн Бретшнейдер (1514-1577 г.), известный лекарь и ученый, выходец из Гданьска. Итак, Кёнигсбергский университет, имевший в год своего открытия свыше трехсот студентов, начал свою деятельность. В 1560 г. польский король Сигизмунд II Август выдал этому заведению привилегии, уравнявшие его в правах с Краковским университетом. Кёнигсбергская академия получала право собственной юрисдикции с уложением о наказаниях вплоть до смертной казни (правда, до этой крайней меры дело никогда не доходило). Университетские профессора освобождались от уплаты налогов, получали право заниматься пивоварением и рыболовством в Преголе, производить другие продукты. Профессора могли сдавать внаем свои жилые помещения; в случае войны или эпидемии им разрешалось вместе с семьями покинуть город. Профессора также удостаивались чести быть погребенными у Кафедрального собора. Герцогская забота распространялась и на студентов: неимущие получали бесплатное жилье при университете и питание, для малообеспеченных студентов учреждались специальные стипендии. Последние годы жизни Альбрехта омрачило появление при его дворе человека темного происхождения, выдававшего себя за представителя аристократического рода, теолога по образованию и отъявленного авантюриста по призванию, Пауля Скалиха. Скалих стал могущественным фаворитом, назначал и смещал герцогских советников, получил в дар от герцога земельные наделы и другую недвижимость. Творимое заезжим авантюристом дерзкое самоуправство вызвало роптание аристократии и бюргерства. Все возмущение махинациями ловкого проходимца оборачивалось против герцога. После 1566 г. Альбрехт фактически отошел от дел. Умер 20 марта 1568 г. на 78-м году жизни в замке и был погребен в Кёнигсбергском Кафедральном соборе, у восточной стены почетной усыпальницы.
Список использованной литературы: - Очерки истории Восточной Пруссии / Г.В. Кретинин, В.Н. Брюшинкин, В.И. Гальцов, и др. – Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002.
|