Юрий Николаевич Куранов
(1931-2001)

 Куранов Ю. Н.

Юрий Николаевич Куранов родился в 1931 году в Ленинграде. Так дано было ему судьбой, что через все его детство прошел мир прекрасного. Отец его был заместителем директора Эрмитажа, мать работала в Русском музее. Любовь к живописи Юрий Куранов сохранил на всю свою жизнь. Безмятежное детство было оборвано арестом отца, который вместе с другими музейными работниками пытался препятствовать разграблению музеев большевистскими правителями. Вместе с родителями Юрий Куранов познал тяжесть бытия политических ссыльных, голод и сибирские морозы, гнёт и унижения... И в то же время вокруг были люди высокого интеллектуального уровня, люди высокой культуры, и от них он перенимал эстафету. Поступил в престижный ВГИК, потом в университет. Первым, кто поддержал молодой талант, был известный писатель Эммануил Казакевич, затем Вениамин Каверин. В 1959 году в «Новом мире» вышли лирические рассказы, которые тотчас перепечатала газета «Правда» - это было уже признанием на государственном уровне. В 1961 году вышла книга рассказов «Лето на Севере», и была она такой яркой, такой первозданной, что по ней Юрия Куранова сразу приняли в Союз писателей. Подряд выходят его книги, включающие в себя циклы лирических миниатюр - сборники «Белки на дороге», «Колыбельные руки», «Дни сентября», новелы его переводятся и издаются за рубежом. Куранов становится известным и признанным мастером лирической миниатюры, продолжателем тургеневской традиции - стихов в прозе, его считает своим любимым учеником Паустовский.

Юрий Куранов не остался в столице, он жил поначалу в Костроме, а потом на псковщине. Там создает он свои романы «Заозерные звоны» и «Глубокое на Глубоком». Ещё одним самым любимым местом на земле становится для него Михайловское. В книге «Мороз и солнце», изданной в Москве в 1981 году, основной становится пушкинская тема. Куранов хочет соразмерить свои слова со словами великого поэта, попытаться в прозе воссоздать то, что было заложено в стихе.

То, что не может сделать слово продолжает кисть, Куранов не только большой знаток живописи, он и сам пытается воспроизвести дорогие сердцу пейзажи. Он создает повесть по мотивам жизни костромского художника Алексея Козлова «Озарение радугой», в которой находит в словах эквивалент живописи и развивает свои мысли об искусстве.

Творчество Куранова все время в движении, он ищет новые формы, работает над сюрреалистическими новеллами, вновь возвращается к стиху, пишет эссе. Мысли о семье в России разворачиваются в книге «Тепло родного очага», раздумья о вере в его откровениях, названных «После крещения». С 1982 года он живет в Светлогорске, в тихом городке у моря, его называют «светлогорским отшельником». Однако это не совсем так: где бы ни жил Юрий Николаевич, везде он, не страшась, вступается за справедливость, идет на конфликт с властью. Когда в начале перестройки распался Союз писателей СССР, Куранов становится одним из основателей демократического Союза российских писателей. Казалось бы, наступило его время, но по-прежнему его не издают в Калининграде, по-прежнему дозированы издания в столице. Лишь в журнале «Запад России» появляются его резкие исповедальные рассказы и сюрреалистические миниатюры. Куранов закончил свои земные дни в 2001 году, прожив последние свои месяцы в страшном напряжении, борясь с тяжелой болезнью и стараясь высказать все свои сокровенные мысли. Его публичные выступления на «Днях славянской письменности» и на вечере памяти писателя Сергея Снегова надолго запомнятся калининградцам, став последним духовным завещанием Куранова.