Юрий Николаевич Иванов родился в 1928 году в Ленинграде. На его долю выпала насыщенная и увлекательная жизнь. Он сумел сделать ее события фактом литературным и остаться романтиком, всегда рвущимся в путешествие, к новым открытиям, к морским странствиям. Еще в детстве он пристрастился к приключенческим книгам, мечтал о том, что станет юнгой, как будет участвовать в открытии неведомых земель и островов. Эти мечты оборвала война. Сын полка, он в похоронной команде волей фронтовой судьбы попадает в разрушенный войной дымящийся Кенигсберг. Так состоялась первая встреча с городом, который потом станет для него самым главным местом на земле. В 1957 году Юрий Иванов переезжает в Калининград и нанимается на поисковое рыбацкое судно простым матросом. Выход на океанские просторы очаровывает его. В море пишутся первые страницы его будущих книг. Работает матросом, потом становится научным сотрудником АтлантНИРО, позже – первым помощником капитана на больших траулерах. Выходят книги «Путь в тропики», «Атлантический рейс», «Карибский сувенир», «Курс на Гавану». Затем появляются новые книги, где главными героями становятся не океан и его рыбы, а те люди, которые бок о бок с писателем осиливают морские дороги. Это «Кассиопея», «Торнадо» и «Вечное возвращение», «Дорогой ветров». Возникает главная тема писателя – человек в океане, человек в экстремальной ситуации, в условиях обыкновенной и романтической жизни. В 1966 году Юрий Иванов был принят в Союз писателей, а затем, окончив Высшие литературные курсы в Москве, был избран ответственным секретарем Калининградской писательской организации и четырнадцать лет возглавлял её, многое сделав для создания в ней подлинной, творческой атмосферы. Создает два романа, главным действующим лицом которых становится юноша Володя Волков – второе «я» автора. В романе «На краю пропасти» этот герой участвует в боевых операциях на территории Восточной Пруссии. А в романе «Мы шли под грохот канонады» рассказывается о ленинградской блокаде - об умирающих детях, о человеческом мужестве, о страшной блокадной зиме. Эта книга под названием «900 дней в осаде» вышла в Японии, там была рекомендована для школьной программы, по ней писали сочинения. Успех книги за рубежом привлек к ней и наших читателей. Юрий Иванов одним из первых осознал, что нельзя жить на этой земле, отвергая культурное наследие прошлого. Он постоянно призывал к примирению и взаимопониманию двух великих культур – России и Германии. Первым наладил контакты с немецкими писателями. Началась перестройка, и многое, что раньше было под запретом, становилось реалиями дня. Юрий Иванов возглавил Калининградское отделение фонда культуры и стал работать по сохранению и воссозданию памятников и изучению прошлого нашего края. По его инициативе началась реконструкция Кафедрального собора, встал к причалам Морского музея «Витязь», воссоздан памятник великому философу Канту, установлены многочисленные кресты в память о павших воинах. В Москве выходит книга «Пятая версия» о поисках Янтарной комнаты, подготовлен справочник о Кёнигсберге. Юрий Николаевич закончил земные дни в 1994 году. В его архивах остался целый ряд рукописей. Другой страстью писателя было рисование. И еще он не расставался с фотоаппаратом: всё время хотел запечатлеть мгновение. Целый ряд прошедших выставок дали новое представление о диапазоне его творчества. Книги, рисунки и фотографии Юрия Иванова наиболее полно дают представление об истории нашего края, о его послевоенной жизни. Сборник очерков «Легенды Куршской косы» – это вторая книга Юрия Иванова, изданная в рамках проекта Правительства Калининградской области. |