Виртуальная справочная служба (ВСС) - онлайновая справочная служба, выполняющая разовые запросы удаленных пользователей, сформулированные на русском языке.
Категории пользователей – обслуживаются все пользователи, обратившиеся в службу, прошедшие процедуру регистрации в качестве пользователя ВСС, независимо от наличия читательского билета Калининградской областной научной библиотеки (КОНБ).
Принципы организации ВСС:
общедоступность и бесплатность для всех пользователей;
оперативность выполнения запросов;
обязательность выполнения принятых к работе запросов и предоставление ответов даже в случае отсутствия требуемой информации;
конфиденциальность информации о пользователях.
II. Типы принимаемых запросов, предоставляемые услуги
Типы принимаемых запросов:
запросы о наличии конкретных отечественных и иностранных изданий, хранящихся в фондах КОНБ;
тематические запросы, не требующие сложного библиографического поиска, которые могут быть выполнены на основе имеющихся в КОНБ традиционных и электронных информационных ресурсов;
фактографические запросы.
В ответ на запрос пользователю ВСС предоставляются:
библиографический список литературы (до 15 названий) из фонда КОНБ;
ссылка на источник в Интернете для самостоятельного извлечения информации;
полное библиографическое описание запрашиваемого документа;
сведения о наличии документа в библиотеке;
краткие сведения о конкретном событии (название, место проведения, дата); уточнение данных о персоне; определение термина и т.п. (с указанием источника информации).
III. Режим работы ВСС. Сроки выполнения запросов
ВСС принимает запросы 6 дней в неделю.
В пятницу, праздничные дни запросы не принимаются.
Координатор службы – информационно-библиографический отдел.
Запросы о наличии конкретных изданий в фондах КОНБ, тематические запросы, не влекущие за собой сложного библиографического поиска, фактографические запросы выполняются в течение двух рабочих дней (понедельник-четверг).
На вопросы, связанные с фондами специализированных отделов, при невозможности ответить на вопрос на основании традиционных и электронных каталогов, ответ готовят сотрудники отделов-фондодержателей: отдела краеведческой литературы, научно-методического отдела, отдела литературы по искусству, отдела литературы на иностранных языках, отдела обслуживания, отдела формирования и обработки фондов.
При необходимости сотрудник, подготовивший ответ, может сделать ссылку на документ (положение, правила), размещенный на сайте КОНБ, регламентирующий режим выдачи информации (виртуальный читальный зал, залоговый абонемент, межбиблиотечный абонемент и т.д.)
IV. Основные ограничения
В рамках работы ВСС в день принимается не более пяти запросов, один пользователь может задать не более одного вопроса. В случае наличия двух и более вопросов от одного человека, сотрудник библиотеки даст ответ на один вопрос по своему усмотрению.
Не принимаются заявки на предоставление полного текста документа.
ВСС может отклонить вопросы:
заданные некорректно;
связанные с решением математических, физических, химических и других задач;
коммерческого характера (например, о покупке-продаже, о ценах на продукцию);
развлекательного характера (решение кроссвордов, ответы на вопросы викторины и т.д.);
требующие углубленного поиска, связанного с просмотром de visu большого количества источников.